Инструктор по плаванию.


Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда.

Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.

Основное правило в педагогике: идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Это правило следует соблюдать и при обучении детей плаванию.

Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, физически и духовно красивыми. Об этом необходимо позаботиться с первых дней жизни ребенка. Каждый день, купая малыша, необходимо помнить о большом значении водных процедур для человека на протяжении всей жизни. Поэтому основной целью моей настоящей работы является через обучение плаванию создать основу для разностороннего физического развития.


В качестве конкретных задач, которые я ставлю, можно выделить следующие:

  1. Формировать навыки плавания.
  2. Развивать двигательные качества.
  3. Воспитывать мышечно-интеллектуальную радость в процессе занятий.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, есть плавательный бассейн. Плаванию отводится особая роль в физическом воспитании детей.

Первое знакомство с помещением бассейна начинается с раздевалки. Дети знакомятся гигиеническими правилами и правилами поведения на воде.

В то же время акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период.

Подвижные игры являются одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи.

Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных упражнений, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине – по колено, по пояс, по грудь. Для занятий подготовлен необходимый инвентарь и подобраны стихи и загадки.

Двигательные упражнения применяю не только для формирования плавательного навыка, но и на познание окружающего мира, развитие познавательной деятельности.

Особую роль в обучении детей плаванию отвожу применению наглядных приемом, например упражнениям-имитациям, т.е. подражанию объектам окружающей действительности.

Большое внимание уделяю упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учу делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха – это связано с особенностями дыхания в воде. Обучать выдоху можно и нужно в любых условиях: на прогулке летом и зимой (осторожно) – сдуть пушинки с одуванчика, снежинку, снежок или льдинку с ладони; во время умывания – дуть на воду в ладонях, выполнять выдох в тазик с водой или при купании в домашней ванне. Использую в обучении дыхательным упражнениям трубочки (диаметр отверстия – 1,5 см, длина трубочки – 20-25 см), теннисные шарики.


Контролировать правильность выполнения выдоха в воду можно по следующим признакам:

  1. активный выход на поверхность пузырьков воздуха;
  2. выдох (“Гудок”) хорошо слышен;
  3. приподнимаясь из воды после очередного выдоха, ребенок сразу широко открывает рот – “Бегемотик”.

Признаки недостаточного (слабого) выдоха в воду:

  1. когда рот появляется над водой, слышно характерное “пшиканье”, поскольку ребенок “додувает” воздух на границе воздушной и водной сред;
  2. когда голова появляется над водой, рот не широко открыт, а образует узкую щель.

С раннего возраста детей следует приучать самостоятельно контролировать правильность выполнения различных упражнений и движений. Для самоконтроля за правильным выполнением дыхания рекомендую следующие приемы:

  • если при выдохах ребенку “мешает” попадающая в рот вода, значит, упражнение выполняется неправильно, выдох недостаточно активен;
  • если пузырьки воздуха сильно щекочут уши и щеки, значит, выдох выполняется активно и правильно.

Для формирования интереса к упражнениям на воде и отработки техники плавания использую образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания и его выполнение, например: гуди как паровоз; нырни как утка; вытянись в струнку; работай руками как ветряная мельница крыльями и т.д.

Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать “свой”, соответствующий индивидуальностям каждого. Для этого предусматривается изучение различных движений – прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом, “лепестком”, в форме песочных часов, дугой и т.д.

С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема дети должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале это выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку, проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д.

Перед началом занятия обязательно обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка, выясняю причины нежелания купаться: “не хочется”, “мама не разрешила”, “боюсь”. Чаще всего выясняется, что родители, боясь, что ребенок снова заболеет, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходиться убеждать в пользе закаливания, учить готовить к плаванию дома, рассказать им о средствах закаливания и упражнениях с водой в ванне. В общении с родителями использую средства наглядной агитации, папки передвижки, причем материалы подбираю с учетом развития детей. Родителей приглашаю на открытые занятия, где они убеждаются, что детям приятно пребывание в воде, видят достижения других детей.

Занятия плаванием в комплексе с другими мероприятиями по физическому воспитанию (закаливающие процедуры, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные праздники, дни здоровья, работа с родителями) дали исключительный эффект: уменьшилось количество простудных заболеваний, у многих детей исправилась осанка.

Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство всестороннего развития ребенка.

Главная

Назад

ГБОУ Детский сад № 2514 «Журавленок» ЮЗАО г. МОСКВА