Народная игрушка.


Народная игрушка, как игрушка вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Удивительное многообразие народной игрушки, различные символы, упоминающиеся в формах и содержании игрушек, дают возможность детям гармонично развивать разные стороны своей личности.

Использование таких игрушек, как трещетки, свистульки, погремушки должно контролироваться родителями и педагогами. При применении традиционных и любых других игрушек следует учитывать воздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно это касается современных игрушек часто имеющих агрессивное содержание.

Кроме того, следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику носит, скорее терапевтический характер, тем развлекательный. При неумеренном использовании ребенком подобной игрушки следствия от воздействия данного звука на психическое состояние и здоровье ребенка могут быть непредсказуемые.

Это не значит, что следует бояться использования свистулек. Большинство из них носило и носит чисто развлекательный характер. Речь идет только о традиционных инструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых других игрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитание в мальчиках определенного уровня агрессивности.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка несет в себе определенную символику. Эта символика конкретным образом воздействует на психику ребенка. Это находит подтверждение в ряде психологических исследований – геометрические фигуры, по принципу воздействия на человека, имеют выраженный половой характер – волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки (работы Шабельникова В.К.); цвет (Люшер), формы и их сочетания. Давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту, эмоциональному состоянию, а также другим психофизическим характеристикам.

Народная педагогика создала все основные типа игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки); реалистическая игрушка для старших детей.

Народная игрушка не просто радует, забавляет и эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. По данным исследований психологов, народные игры и игрушки могут стать незаменимым средством подготовки детей к школе, развивая произвольность, речь, внимание и память.

Народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения – в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие красные городецкие кони.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой.

Главная

Назад

ГБОУ Детский сад № 2514 «Журавленок» cc ЮЗАО г. МОСКВА