КРИЗИСЫ ДЕТСТВА


Многие родители наверняка помнят, как их дети, достигнув определенного возраста, вдруг становились неузнаваемыми.

Был ребенок как ребенок, а теперь все наперекор, все будто назло взрослым. Он становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не смогут изменить его линию поведения.

Порой такую ситуацию болезненно переживают все члены семьи. Это самый настоящий кризис, неизбежный в любом развитии, которое обычно не сводится к накоплению медленных, незаметных изменений, а включает в себя резкие перемены, скачкообразные переломы.

Кризис – явление необходимое. Если нет его проявлений, значит, на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере нужные психологические качества. Кризисы свидетельствуют о самом процессе развития. Они неизбежны, однако не обязательно должны сопровождаться постоянным негативизмом.

Сроки наступления кризисов детства, их длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых.

Психологи выделяют четыре критических периода в детском развитии: 1 год; 3 года; 6-7 лет и 9-11 лет.



Кризис первого года жизни

    Его содержание связано с тремя моментами:

  1. С началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;

  2. Со становлением речи – этот процесс происходит постепенно и длится примерно 3 месяца;

  3. С первыми актами протеста и оппозиции: ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире


Кризис третьего года жизни

Обычно все начинается с простых капризов: «не буду!», «не хочу», но постепенно ваш ребенок становится неуправляемым. По любому поводу у него могут начаться приступы ярости, он все бросает, ломает, заходится в плаче, падает на пол.

Поверьте, пока с вашим малышом ничего страшного не происходит. Это физиологический кризис- период самоутверждения.

В этот период сталкиваются родители с негативизмом, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослого.

Ребенок становится упрямым, настаивает на чем либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Малыш желает все делать сам.

Этот критический возраст назвали «возрастом строптивости», или «Я сам».



Кризис 6-7 лет

Ребенок уже старший дошкольник, но еще не школьник. В поведении появляются что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье.

Ребенок начинает понимать, что значит « я радуюсь», « я огорчен», «я сердит», «я добрый».

Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу - но боюсь; надо – но не хочу…).

Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.



Кризис подросткового возраста

Примерно с 9-11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка, связанный с глубокими изменениями в его физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.

Переход от детства к взрослому состоянию – самый трудный из всех кризисов. Главное его содержание – самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Подростковый возраст по праву называют «трудным».

Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый ребенок, только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные.

Сущность процесса развития в том и состоит, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризисный период, который дает толчок к развитию новых личностных качеств на каждом из этапов.

Происходящие в периоды кризисов изменения в сознании ребенка оказывает глубокое влияние на дальнейшее формирование его личности.

Главная

Назад

ГБОУ Детский сад № 2514 «Журавленок» cc ЮЗАО г. МОСКВА